ПАТРИАРХ НИКОН РЕШИЛ РАЗОМ ОСВОБОДИТЬ МОСКВУ ОТ
СКВЕРНЫ. И ВОТ ТЕПЕРЬ СТОЯЛО ПРОХЛАДНОЕ ТУМАННОЕ УТРО СЕНТЯБРЯ 1654 ГОДА.
МОСКВА ТОЛЬКО ПРОСНУЛАСЬ. УДАРИЛИ В КОЛОКОЛА, СНАЧАЛА С ‘’ИВАНА ВЕЛИКОГО”,
ПОТОМ ПОДАЛ ГОЛОС ‘’ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ”. ЗВОНЫ
ЕГО МЯГЧЕ, НО СЛЫШНО БЫЛО ТАКЖЕ ДАЛЕКО. С ЗОЛОЧЕНЫХ КРЕСТОВ СЛЕТЕЛА СТАЯ ВОРОН
И ГАЛОК, ЗАКРУЖИВШИСЬ ЧЕРНОЙ ТУЧЕЙ.
ПРОЦЕССИЯ МОНАХОВ
ДВИНУЛАСЬ ВНИЗ К РЕКЕ МОСКВЕ. ОНИ СОПРОВОЖДАЛИ ПЯТЬ ДОВЕРХУ НАГРУЖЕННЫХ ПОДВОД.
ИЗ-ПОД СОЛОМЫ ВИДНЕЛИСЬ ТО РЕЗНОЙ ЗАВИТОК, ТО ОТПОЛИРОВАННАЯ ДЕРЕВЯННАЯ
ТРУБОЧКА, ТО КРАЙ ИЗЯЩНОГО КУЗОВКА. ВСЕ ЭТО, НЕМИЛОСЕРДНО БРЯКАЯ И СКРИПЯ, С
ГРОХОТОМ ДВИГАЛОСЬ ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ПУСТЫРЯМ И БОЛОТАМ.
НАКОНЕЦ ШЕСТВИЕ
ОСТАНОВИЛОСЬ. МОНАХИ ПРИНЯЛИСЬ РАЗГРУЖАТЬ ПОДВОДЫ. НА ЗЕМЛЮ ПОЛЕТЕЛИ ДОМРЫ И
ГУСЛИ, РОЖКИ И СВИРЕЛИ, БУБНЫ И ТРЕЩОТКИ… ГОРА ИНСТРУМЕНТОВ РОСЛА. ПОТОМ ВСЕ
ЭТО ПОДОЖГЛИ. ПОДНЯЛСЯ СТОЛБ ДЫМА И ПЛАМЕНИ. КУЧА ЗАНЯЛАСЬ ВСЯ СРАЗУ. СУХАЯ
ДРЕВЕСИНА ГОРЕЛА С ГУЛОМ. НЕ ПРОШЛО И ЧАСУ, КАК ВСЕ ТО, ИЗ ЧЕГО УМЕЛЫЕ РУКИ
МОГЛИ ИЗВЛЕЧЬ МНОЖЕСТВО ЗВУКОВ, ПРЕВРАТИЛОСЬ В ЗОЛУ И ТЛЕЮЩИЕ УГЛИ.
ЕЩЕ ‘’ДОМОСТРОЙ” СЧИТАЛ
ИГРУ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ‘’ГРЕХОМ РАВНЫМ ПЬЯНСТВУ”, А ТЕХ, КТО БЫЛ
ПОЧИТАТЕЛЕМ ЭТОГО ИСКУССТВА, ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО ПРИЧИСЛЯЛО К ЯЗЫЧНИКАМ И
БОГОХУЛЬНИКАМ, ОТВЛЕКАЮЩИЕ ЛЮДСКИЕ ДУШИ ОТ БОГА. ТОЛЬКО ЦЕРКОВНОЕ МНОГОГОЛОСНОЕ
ПЕНИЕ СЧИТАЛОСЬ МУЗЫКОЙ, ДОСТОЙНОЙ ХРИСТИАНИНА, ТОЛЬКО ЦЕРКОВНУЮ МУЗЫКУ ЕМУ
НАДЛЕЖАЛО СЛУШАТЬ И ПЕТЬ.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ РУСЬ НЕ
РАЗ ОПОЛЧАЛАСЬ НА НАРОДНЫХ МУЗЫКАНТОВ. КРЕСТЬЯНАМ ПОД УГРОЗОЙ ШТРАФОВ
ЗАПРЕЩАЛОСЬ ДЕРЖАТЬ У СЕБЯ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ТЕМ БОЛЕЕ НА НИХ ИГРАТЬ. ЕЩЕ
БОЛЕЕ СТРОГИЕ ЗАКОНЫ БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА БОРЬБУ СО СКОМОРОХАМИ. ЭТИ МУЗЫКАНТЫ
БЫЛИ, КАК МЫ СЕГОДНЯ ГОВОРИМ, ПРОФЕССИОНАЛАМИ, ОНИ СВОЕЙ ИГРОЙ, ПЛЯСКАМИ И
ПЕСНЯМИ ЗАРАБАТЫВАЛИ НА ЖИЗНЬ. СКОМОРОХИ ХОДИЛИ ПО ДЕРЕВНЯМ И ГОРОДАМ И
ПОКАЗЫВАЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ С ПЕСНЯМИ И МУЗЫКОЙ.
‘’БЕСОВСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ” ОТБИРАЛИ НА УЛИЦАХ, В ДОМАХ, В КАБАКАХ,
СЛОВОМ, ВЕЗДЕ, ГДЕ НА НИХ МОГЛИ ИГРАТЬ, И СЖИГАЛИ. ГОРЕЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАВШИЕСЯ
ВЕКАМИ, МОЖЕТ БЫТЬ, УНИКАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ПРАВДА,
САМ НАРОД ВСЕГДА ЛЮБИЛ СВОИХ МУЗЫКАНТОВ. ЭТА ЛЮБОВЬ СПАСЛА И ИНСТРУМЕНТЫ, И
ТРАДИЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА НИХ ОТ ПОЛНОГО ЗАБВЕНИЯ. А ПОТОМ НАШЛИСЬ
ЭНТУЗИАСТЫ, ВОЗРОДИВШИЕ ИХ ДЛЯ НОВОЙ ЖИЗНИ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий