суббота, 20 апреля 2013 г.

Русские народные инструменты


ПАТРИАРХ НИКОН РЕШИЛ РАЗОМ ОСВОБОДИТЬ МОСКВУ ОТ СКВЕРНЫ. И ВОТ ТЕПЕРЬ СТОЯЛО ПРОХЛАДНОЕ ТУМАННОЕ УТРО СЕНТЯБРЯ 1654 ГОДА. МОСКВА ТОЛЬКО ПРОСНУЛАСЬ. УДАРИЛИ В КОЛОКОЛА, СНАЧАЛА С ‘’ИВАНА ВЕЛИКОГО”, ПОТОМ ПОДАЛ ГОЛОС  ‘’ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ”. ЗВОНЫ ЕГО МЯГЧЕ, НО СЛЫШНО БЫЛО ТАКЖЕ ДАЛЕКО. С ЗОЛОЧЕНЫХ КРЕСТОВ СЛЕТЕЛА СТАЯ ВОРОН И ГАЛОК, ЗАКРУЖИВШИСЬ ЧЕРНОЙ ТУЧЕЙ.  


                                                                                                                                                                                                     ПРОЦЕССИЯ МОНАХОВ ДВИНУЛАСЬ ВНИЗ К РЕКЕ МОСКВЕ. ОНИ СОПРОВОЖДАЛИ ПЯТЬ ДОВЕРХУ НАГРУЖЕННЫХ ПОДВОД. ИЗ-ПОД СОЛОМЫ ВИДНЕЛИСЬ ТО РЕЗНОЙ ЗАВИТОК, ТО ОТПОЛИРОВАННАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ТРУБОЧКА, ТО КРАЙ ИЗЯЩНОГО КУЗОВКА. ВСЕ ЭТО, НЕМИЛОСЕРДНО БРЯКАЯ И СКРИПЯ, С ГРОХОТОМ ДВИГАЛОСЬ ПО НАПРАВЛЕНИЮ  К ПУСТЫРЯМ И БОЛОТАМ.  

                                                                                                                                                                                                            НАКОНЕЦ  ШЕСТВИЕ ОСТАНОВИЛОСЬ. МОНАХИ ПРИНЯЛИСЬ РАЗГРУЖАТЬ ПОДВОДЫ. НА ЗЕМЛЮ ПОЛЕТЕЛИ ДОМРЫ И ГУСЛИ, РОЖКИ И СВИРЕЛИ, БУБНЫ И ТРЕЩОТКИ… ГОРА ИНСТРУМЕНТОВ РОСЛА. ПОТОМ ВСЕ ЭТО ПОДОЖГЛИ. ПОДНЯЛСЯ СТОЛБ ДЫМА И ПЛАМЕНИ. КУЧА ЗАНЯЛАСЬ ВСЯ СРАЗУ. СУХАЯ ДРЕВЕСИНА ГОРЕЛА С ГУЛОМ. НЕ ПРОШЛО И ЧАСУ, КАК ВСЕ ТО, ИЗ ЧЕГО УМЕЛЫЕ РУКИ МОГЛИ ИЗВЛЕЧЬ МНОЖЕСТВО ЗВУКОВ, ПРЕВРАТИЛОСЬ В ЗОЛУ И ТЛЕЮЩИЕ УГЛИ.
  

ЕЩЕ  ‘’ДОМОСТРОЙ” СЧИТАЛ ИГРУ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ‘’ГРЕХОМ РАВНЫМ ПЬЯНСТВУ”, А ТЕХ, КТО БЫЛ ПОЧИТАТЕЛЕМ ЭТОГО ИСКУССТВА, ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО ПРИЧИСЛЯЛО К ЯЗЫЧНИКАМ И БОГОХУЛЬНИКАМ, ОТВЛЕКАЮЩИЕ ЛЮДСКИЕ ДУШИ ОТ БОГА. ТОЛЬКО ЦЕРКОВНОЕ МНОГОГОЛОСНОЕ ПЕНИЕ СЧИТАЛОСЬ МУЗЫКОЙ, ДОСТОЙНОЙ ХРИСТИАНИНА, ТОЛЬКО ЦЕРКОВНУЮ МУЗЫКУ ЕМУ НАДЛЕЖАЛО СЛУШАТЬ И ПЕТЬ. 

                                                                                                                                                                                            СРЕДНЕВЕКОВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ РУСЬ НЕ РАЗ ОПОЛЧАЛАСЬ НА НАРОДНЫХ МУЗЫКАНТОВ. КРЕСТЬЯНАМ ПОД УГРОЗОЙ ШТРАФОВ ЗАПРЕЩАЛОСЬ ДЕРЖАТЬ У СЕБЯ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ТЕМ БОЛЕЕ НА НИХ ИГРАТЬ. ЕЩЕ БОЛЕЕ СТРОГИЕ ЗАКОНЫ БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА БОРЬБУ СО СКОМОРОХАМИ. ЭТИ МУЗЫКАНТЫ БЫЛИ, КАК МЫ СЕГОДНЯ ГОВОРИМ, ПРОФЕССИОНАЛАМИ, ОНИ СВОЕЙ ИГРОЙ, ПЛЯСКАМИ И ПЕСНЯМИ ЗАРАБАТЫВАЛИ НА ЖИЗНЬ. СКОМОРОХИ ХОДИЛИ ПО ДЕРЕВНЯМ И ГОРОДАМ И ПОКАЗЫВАЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ С ПЕСНЯМИ И МУЗЫКОЙ. 

 ‘’БЕСОВСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ” ОТБИРАЛИ НА УЛИЦАХ, В ДОМАХ, В КАБАКАХ, СЛОВОМ, ВЕЗДЕ, ГДЕ НА НИХ МОГЛИ ИГРАТЬ, И СЖИГАЛИ. ГОРЕЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАВШИЕСЯ ВЕКАМИ, МОЖЕТ БЫТЬ, УНИКАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ 

                                                                                                                                                                                                          ПРАВДА, САМ НАРОД ВСЕГДА ЛЮБИЛ СВОИХ МУЗЫКАНТОВ. ЭТА ЛЮБОВЬ СПАСЛА И ИНСТРУМЕНТЫ, И ТРАДИЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА НИХ ОТ ПОЛНОГО ЗАБВЕНИЯ. А ПОТОМ НАШЛИСЬ ЭНТУЗИАСТЫ, ВОЗРОДИВШИЕ ИХ ДЛЯ НОВОЙ ЖИЗНИ.      

Комментариев нет:

Отправить комментарий